Постолимпийское. Не итоги

olympic fire, london, 2012

До свиданья, наш ласковый… этот… Как его???

Вот, уже и прошла неделя с момента закрытия Олимпийских игр в Лондоне. ХХХ игр. Забавно, что 9 из 30 олимпиад случилось на моем веку. Этот факт, конечно, угнетает. Время неумолимо. Но я не об этом, хотя, признаюсь, чувствую себя динозавром на фоне большинства спортсменов, рожденных уже в 90-е годы.

Однако, я решил для себя, что игры мне все-таки понравились. [Об этом есть что сказать. Позже].

Исключая эти масштабно-фантасмагорические церемонии открытия и закрытия. Разумеется, всплывает занудный выпад, что на эти колоссальные деньги можно было бы накормить пару-тройку африканских стран, побороться в этих странах с нуждой и болезнями, построить больницы и канализации… Но обыватель, а тем более британский, только рассмеется в лицо и пошлет подальше. Вне — хоть потоп.

Проблемы остального мира как бы не существуют, на них принято закрывать глаза, а если открывать, то только для отмывания денег и рекламы своей щедрости. Про то же Гаити, допустим, куда поначалу ринулась вся мировая элита со своими мошнами, уже забыли, хотя положительных сдвигов в этой разрушенной и нищей (до и, тем паче, после землетрясения) стране до сих пор крайне мало, если вообще есть…

Все пышные элитарные мероприятия можно воспринимать и должно воспринимать, как пир во время чумы. Пока я смотрел исключительно спорт, я не чувствовал отторжения. Как только умудрился начать смотреть церемонии, сразу почувствовал себя пресловутым чужим на этом празднике. Только настроение испортил и впечатление смазал.

Даже не знаю, зачем я это пишу. Не надеясь найти отклик, честно говоря.

И закулисье спорта меня удручает. Дикое поле — болельщики и спортсмены: одни злобно требуют коликчества и какчества, вторые их посылают на немногие буквы, интересуясь исключительно прозаичными последствиями.

Все-таки, — думал я, — надо отменять практику «выступление за страну», каждый за себя и свой бюджет, но, оказывается, «патриотизм» — это тоже статья прибыли.

Вот, яркий пример — ситуация с Марией Савиновой, олимпийской чемпионкой на 800 м дистанции. Она представляла целых три региона РФ (как это вообще возможно?) и от каждого региона собиралась получить призовые и премиальные. Вот только губернатор Челябинской области «пошел на принцип» и не заплатил спортсменке миллион долларов за золотую олимпийскую медаль, потому что она не живет и не тренируется в данном субъекте федерации. Кто там прав, я не могу судить, а скандал вышел некрасивый. Уж заплатили бы лучше, чем забрасывать на вентилятор общественного резонанса. Сразу полярные мнения и грызня. Это все очень печально и так далеко от спорта…

Для меня эта история началась и закончилась на олимпийской беговой дорожке в Лондоне — золотой медалью, которой я искренне порадовался. Все остальное знать не хочется. Но, снова, в рамках чистого спорта не замкнешься, поскольку они проницаемы для околоспортивных, выжигающих все гамма-лучей — финансов, политики, морали, мнений и тому подобной бытовухи.

Настоящего, «светлого, большого», хы, в этом мире уже не осталось. (И не известно, было ли оно вообще… Вроде отсвечивало где-то… Эмм…). Однако, тоска по тем временам, когда спортсмен, прежде всего, отстаивал честь страны и хотел искренне радовать своих сограждан, присутствует, зараза, и не хочет улетучиваться… Я убежден, что все можно совмещать (любовь к деньгам и любовь к родине в данном контексте не пересекаются, это параллельные курсы, вполне себе сосуществующие). Иначе просто что-то теряется, какой-то очень важный смысл всего спортивного действа.

Я недавно нашел большой сборник старых песен, в исполнении замечательного актера Алексея Покровского. И, в том числе, услышал совершенно пронзительную песню «Как не любить мне эту землю?..». Там в стихах, в песне задается вопрос — земле своей, стране своей, родине: «Скажи, а все ли сделать смог я, чтоб ты любить меня могла?». Поразительно, насколько просто и глубоко. Мы подобного уровня порывы в душе утратили напрочь… Неужели так уж плохо — желать хотя бы толику этого чувства вернуть на круги своя? В душу, в сердце, в разум, в порыв, в волю к победе?..

Короче говоря, послевкусие образовалось специфическое. И мне хотелось его частично высказать (всего не выскажешь, не перечислишь, не сформулируешь), чтобы не смешивать с сугубо спортивными заметками (ежели таковые случатся).